Недавние события в Японии взбудоражили мировое общественное мнение и встревожили экологов. При этом в Польше вновь разгорелись споры о том, строить ли в стране атомные электростанции или нет. Мнения разделились.
С атомом шутки плохи
Однако, принимая во внимание, что каждая АЭС стоит не менее 10 миллиардов долларов, а государственный долг Польши стремительно растет, мы можем спать спокойно: если здесь и появится АЭС, то не при жизни нынешнего поколения.
Но не следует забывать, что «заигрывание» с атомом привело к загрязнению обширных пространств суши и Мирового океана нашей планеты. Земля велика, но существует некий предел, до которого она в состоянии нейтрализовывать радиоактивные материалы. Есть зоны, которые уже стали угрозой здоровью и жизни человека, и прежде всего — очагом возникновения смертельных мутаций, заболеваний на генном уровне.
Этих зон немало, и они по-прежнему опасны для людей. Согласно немецкому еженедельнику Der Spiegel, наш мир усеян местами былых атомных катастроф, заброшенных полигонов или могильников ядерных отходов, о которых большинство людей вообще не знает. Там везде наблюдается повышенный уровень радиации. Мы приводим перечень таких территорий.
«Горячие» точки
Селлафилд в Великобритании — место первой крупной аварии на АЭС. В 1957 году вследствие пожара атомного реактора там погибли 33 человека. Местность остается зараженной.
Хэнфорд в штате Вашингтон (США) -радиоактивное заражение охватывает площадь около 650 квадратных километров вокруг центра преобразования плутония. В настоящее время там находится склад радиоактивных материалов.
Провинция Альмерия в Испании — место, где в 1966 году разбился американский бомбардировщик Б-52 с ядерным оружием на борту. Радиоактивное заражение сохраняется там до сих пор. Эксперты полагают, что в районе катастрофы остается с полкилограмма плутония.
Уайт Сэндз в штате Нью-Мексико -американский полигон, где испытывались первые атомные бомбы.
Семипалатинск в Казахстане — главный советский атомный полигон. Зараженная радиацией площадь составляет 18,5 тысячи квадратных километров.
Пустыня Тар в Индии — там с 1974 года находится индийский атомный полигон.
Морслебен — место складирования немецких радиоактивных отходов.
Штат Невада — полигон, находящийся неподалеку от Лас-Вегаса. Здесь испытываются атомные артиллерийские снаряды.
Регган, город в Алжире. Рядом находится первый французский атомный полигон, использовавшийся до 1962 года. Но там по-прежнему отмечается повышенный уровень радиации.
Кыштым в Челябинской области. В 1958 году 150 квадратных километров его окрестностей были заражены вследствие взрыва радиоактивных отходов из урановой шахты. Тогда из города переселили 25 тысяч человек, а факт катастрофы скрыли.
В 1990 году Международное агентство по атомной энергии ввело в обиход Международную шкалу ядерных событий (INES). Шкала (в градусах INES) охватывает уровни от нулевого — события, не существенные для безопасности, до седьмого — крупная авария.
По этой шкале сила катастрофы в Кыштыме составляет 6°, в Чернобыле — 7°, нынешней катастрофы в Фукусиме — 7°.
К перечисленному следует добавить атомные полигоны:
— под Оренбургом (СССР/Россия);
— на Новой Земле (СССР/Россия);
— в штатах Западная Австралия и Квинсленд (Австралия);
— на атоллах Бикини, Эниветок, Эуге-лаб (Маршалловы острова, испытания проводили США);
— Джонсон Айленд, США;
— атолл Муруроа (Французская Полинезия);
— остров Амчитка, один из Алеутских островов (США);
— полигон в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, около озера Лобнор;
— участки тайги в Якутии, где испыты-вались атомные заряды в 60-70-х годах XX века.
По данным международной общественной организации Greenpeace и SIPRI — Стокгольмского института исследования проблем мира, к 2000 году различные государства провели в общей сложности 2085 испытаний ядерных зарядов различной мощности, в том числе: США — 1030, СССР/Россия — 710, Великобритания — 45, Франция — 210, Китай — 45, Индия — 6, Пакистан — 6, Северная Корея — 2, ЮАР — 1, Израиль — 1.
Атомные субмарины на морском дне
— «Трешер» (США) — залив Мэн, -северо-восток Атлантическог побережья США;
— «Скорпион» (США) — район Азорских островов;
— К-129 (СССР/Россия) — район Гавайских островов, поднята с морского дна по решению ЦРУ из-за угрозы, создаваемой, кроме реактора, находившимися на борту тремя ракетами с ядерными боеголовками;
— К-8 (СССР/Россия) — Баренцево море;
— К-219 (СССР/Россия) — район Бермудских островов;
— К-278 «Комсомолец» (СССР/Россия) — Норвежское море, кроме двух реакторов на борту 16 ракет и две торпеды с ядерными боеголовками;
— К-141 «Курск» (Россия) — Баренцево море, поднята на поверхность, помимо реакторов угрозу создавали 16 ракет и две торпеды с ядерными боеголовками;
— К-159 (Россия) — Баренцево море, была предназначена на слом, затонула во время буксировки.
Кроме того, в районе атомного полигона на Новой Земле затоплено 17 судов, загруженных радиоактивными отходами, а также вылито в море несколько тысяч тонн воды, зараженной радиоактивным изотопом водорода -тритием. Аналогичные сбросы радиоактивной воды имели место и в Охотском море.
Боеголовки с обедненным ураном
В заключение следует упомянуть о зараженных радиоактивным излучением полях сражений, где широко применялось оружие на основе обедненного урана, то есть, урана-238 с примесью урана-236, урана-237, плутония-240 и других высокорадиоактивных изотопов. В настоящее время все страны НАТО и Израиль используют такое оружие, в частности, во время учебных стрельб на полигонах в Польше.
Известно о боевом применении зарядов с обедненным ураном в ходе следующих военных операций:
— во время Первой и Второй войны в Персидском заливе на территории Ирака и Кувейта;
— во время вторжения войск НАТО на Балканы, в бывшей Югославии и в Косове;
— во время Афганской войны.
В этих операциях войска США и других стран-участниц выпустили несколько сот тысяч снарядов разного рода и калибра, начиненных обедненным ураном. Последствия таких побоищ весьма небезопасны не только для людей, но и для любых живых существ.
Об этом еще в 2000-2002 годах писал Петр Беин на страницах Zielonych Brygad, а также Сергей Дунаев в статье «Противотанковая отрава Дяди Сэма» в «Тайнах XX века» №11, 2011.
А как в Польше?
Насколько все сказанное затрагивает поляков? Мало или вообще никак. А должно бы.
После Чернобыльской катастрофы Польша, помимо радиоактивного йода-131, была засыпана и такими радионуклидами, как цезий-137, стронций-90 и другие. Последствия этого можно видеть, например, на лужайках, где растут огромные мутанты-одуванчики, а также другие растения.
К настоящему моменту я не обнаружил у нас негативных последствий катастрофы на АЭС Фукусима-1 — радиационный фон держится на уровне от 0,05 до 0,16 микрозиверта в час. Он не опасен — ведь, например, асфальт излучает в среднем 0,25 микрозиверта в час. И это меньше, чем показывали дозиметры в Токио 4 апреля 2011 года: 0,628 микрозиверта в час. А 24 марта в Кракове и Стокгольме было зарегистрировано содержание в воздухе радиоактивного йода-131 — 0,08 и 0,32 миллибеккереля на кубический метр. Это совсем не много, поскольку концентрация йода и цезия после катастрофы в Чернобыле измерялась в тысячах беккерелей, и на наших территориях показатели держались в пределах 5-7 кило-беккерелей на квадратный метр.
К сожалению, из Интернета исчезли сведения о результатах замеров уровня радиации в нашей стране, что не прибавляет доверия к ученым из Центральной лаборатории радиологической охраны (CL0R) и Государственного агентства по атомизму (РАА), так же как и к польскому правительству.
Поэтому необходимо обязательно вести мониторинг подобных загрязнений, ибо в каждую минуту на нас может обрушиться радиоактивный дождь, несущий нуклиды, — как из Японии, так и из любой другой упомянутой выше местности.
Кроме того, последние события в Испании, где 11 мая 2011 года землетрясение почти сравняло с землей город Лорку на юго-востоке страны, показывают, что трагедия Фукусимы может повториться и в Европе, где имеется более 100 действующих АЭС. А ведь значительная часть нашего континента — сейсмическая зона, и в эту зону входит половина Польши!
Мне предоставили возможность рассказать об этом во время моих лекций для учащихся лицея в городе Йордануве, а в ходе цикла исторических семинаров с участием магистра наук Станислава Беднажа мы обсуждали историю землетрясений на территории Малой Польши.
Я убежден, что в учебную программу средней школы необходимо вернуть «Курс самозащиты», который так необдуманно был отменен в наших учебных заведениях в ходе странных, подчас нелепых реформ в сфере образования. Сейчас самая пора для такого шага.
Время для этого еще есть.
Пока еще есть…
Роберт ЛЕСНЯКЕВИЧ, г. Йорданув, Польша, специально для «Тайн ХХвека» Перевод Вадима ИЛЬИНА